Антропоморфная личина.

Антропоморфная личина

Место хранения. Томск, Томский государственный университет, Музей археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского.
Материал. Бронза.
Место обнаружения. Обь-Енисейский водный путь, река Малый Кас  (Красноярский край)
Обстоятельства обнаружения находки. Случайная находка при строительстве Обь-Енисейского канала,1885 год.
Датировка. 3 в. до н.э. – 3 в. н.э.

 
Описание

  В Музее археологии и этнографии Сибири Томского университета хранится уникальная коллекция, полученная при строительстве Обь-Енисейского водного пути в конце XIX века. Собрание насчитывает 102 предмета, и это только часть обнаруженных при строительстве древностей, разошедшихся среди участников строительства в качестве сувениров. Поражает не только необычный набор экспонатов, входящих в состав этого собрания (каменные орудия, бронзовые бляхи, роговые пластинки «защитного панциря», «шаманская» корона, китайская монета и т.д.), но и география находок. Вещи были найдены в междуречье Оби и Енисея, в верхних течениях мелких притоков, входящих в систему канала и удаленных от основных водных магистралей. К сожалению, обстоятельства обнаружения большинства из вещей не зафиксированы в научных хрониках, в лучшем случае, известно только приблизительное место находки. Наиболее богатой на древности оказалась р. Язевая, где предметы были обнаружены даже в донных отложениях русла реки.

  Находки передавались разными людьми, среди которых выделяется фигура барона Б.А. Аминова, руководившего строительством канала. Именно он передал в Музей университета найденную в 1885 году бронзовую антропоморфную личину – «фигурку изображающую солнце с лицом человека». Известно, что она была обнаружена в верхнем течении реки Малый Кас, на территории современного Красноярского края. К сожалению, наши сведения об обстоятельствах находки этим исчерпываются. Кому принадлежала эта бляха – шаману, знатному войну, предводителю – можно только гадать. Не исключено, что ее изготовили специально для того, чтобы принести в подарок богам, в качестве отдельного предмета или в комплексе с другими «дарами». В этом случае период ее функционирования в мире людей был кратковременным. Последняя версия кажется маловероятной, однако, обо всем по порядку …

  Первым исследователем, описавшим находку, был В.М. Флоринский, попечитель Западносибирского учебного округа. Он определил предмет как «идола» или «солярное божество», и для такой интерпретации были очевидные основания. Бляха представляет собой изображение головы человека. Схематично выполненное человеческое лицо передается рельефом, в виде трех овалов. Четко читается контур глаз и рта, и совершено не прослеживается нос. По внешнему контуру головы, подчеркнутому небольшим валиком, расположены разновеликие лучики. Вероятнее всего, это элементы специфического головного убора, покрывающего всю окружность головы и спускающегося на спину. Однако есть и другие трактовки таких элементов, в том числе и экзотические: одна из них сводится к тому, что таким образом мастера раннего железного века пытались передать прическу и бороду изображаемого персонажа. В верхней части бляхи находятся два симметрично выполненных ушка, предназначенных для ее подвешивания. Ушки-крепления делят лучи на три группы: в верхней группе семь зубцов, по бокам бляхи -  пять.

  В нижней части от головы отходит небольшой прямоугольный стержень. Последняя деталь трактуется исследователями по-разному. Кто-то усматривает в нем шею, другие предполагают, что таким образом передается туловища антропоморфа, которое имело меньшее значение, нежели гипертрофированное изображение головы. При этой трактовке верхние и нижние конечности представлены симметричными «лучами-отростками», расположенными  по бокам стержня. С функциональной точки зрения, эти отростки могли использоваться для крепления личин на деревянных древках. Ушки в этом случае предназначались для закрепления каких-то свешивающихся вниз принадлежностей, например, бубенчиков и погремушек.

  В советское время рассматриваемая личина была тщательно проанализирована академиком А.П. Окладниковым, включившим ее в круг изделий восточносибирского стиля бронзовой художественной пластики. Известны очень схожие отливки, изображающие «коронованные» и «солнцеподобные» образы, которые имеют сложные головные уборы или лучи-зубцы по окружности. По его мнению, они могли использоваться в качестве «тотемных знаков» или отличительных эмблем родовых объединений.

 

ПУБЛИКАЦИИ

Ожередов Ю.И. Тысячелетия  Обь-Енисейского пути // Земля Верхнекетская. Сборник научно-популярных очерков к 60-летию образования Верхнекетского района. Томск: Изд-во Том. ун-та. 1997. С. 257-291.

Окладников А.П. Древние шаманские изображения // Советская археология, М.; Л. 1948. № 10. С. 203-225.

Флоринский В.М. Археологический музей Томского университета. Томск: Типография Михайлова и Макушина. 1888.

Флоринский В.М. Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни: Опыт славянской археологии. Томск: Типография П.И. Макушина, 1894-1895.

Автор: Е.В. Барсуков

 
 
 
Местоположение
Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова
Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова
Лаборатория социально-антропологических исследований ИФ ТГУ
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Центр исследований "Транссибирский научный путь" ТГУ
Северная археология - 1
Северная археология - 1
Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова
Augment
Sketchfab
Augment